На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МИР 24

662 подписчика

Романы с поклонницами, «трава» от Клинтона и козел с удавом на сцене: удивительная жизнь джазмена Игоря Бутмана

Сегодняшний юбиляр, вне всяких сомнений, является самым известным саксофонистом и поборником джаза в современной России. За его плечами – выступления на лучших концертных площадках мира, сотрудничество с такими прославленными музыкантами, как Дейв Брубек, Гровер Вашингтон, Пэт Метини, Эдди Гомес и другие, создание собственного джаз-клуба и десятки всевозможных премий и наград. Кроме того, в послужном списке Бутмана немало спортивных достижений: на втором месте после музыки в списке его увлечений – хоккей. Музыканту даже доводилось играть с Владимиром Путиным.

В юности он спекулировал винилом, в 80-х играл вместе с Сергеем Курехиным, в 26 лет эмигрировал в США, но в итоге вернулся в Россию и занялся популяризацией джаза и продюсированием. А в 1995 году его пригласили выступить в Кремле сразу перед двумя президентами – Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Об этом и многом другом читайте в материале Mir24.tv.

Заставил брата сменить балалайку на барабаны

Игорь Бутман родился 27 октября 1961 года в Ленинграде. Как шутил музыкант в программе «Ночной экспресс» на телеканале «МИР», музыкой он увлекся «еще в утробе матери». Отец Игоря, Михаил Соломонович, хоть и был по профессии инженером, активно участвовал в самодеятельности: в студенческие годы играл в институтском ансамбле, а иногда даже подрабатывал в качестве пианиста или ударника. Кроме того, Бутман-старший прекрасно пел. Как-то раз его даже пригласили в Театр эстрады имени Аркадия Райкина, но Михаил Соломонович не решился так резко менять профессию. Музыка так и осталась у него делом «для души»: Бутман с удовольствием играл для друзей и домочадцев, выступал на семейных торжествах. А вот родственники Игоря по линии матери, Мариулы Николаевны, самым тесным образом были связаны с искусством. Дед Бутмана был скрипачом в оркестре Мариинского театра, а его жена пела там же в хоре.

Неудивительно, что, воспитываясь в такой творческой семье, Игорь с ранних лет связал свою жизнь с музыкой. В 11 лет он пошел в музыкальную школу, где выбрал своим инструментом кларнет. Затем поступил в музыкальное училище имени М.П. Мусоргского и уже там по-настоящему влюбился в саксофон. Бутману повезло с наставником – его первым педагогом стал выдающийся джазовый альт-саксофонист, аранжировщик и композитор Геннадий Гольштейн. В свое время из-под его крыла вышли многие известные музыканты: участник группы «Аквариум» Игорь Тимофеев (гитара, флейта, саксофон, кларнет, дудук), лидер советской рок-группы «Дети» Роман Капорин, участник группы «А-Cтудио» Батырхан Шукенов и многие другие.

В 1978 году в жизни Игоря Бутмана произошло важное событие: известный джазмен Давид Голощекин пригласил его – еще 17-летнего парнишку – в свой ансамбль. В том же году Бутман собрал свой первый коллектив, состоящий из студентов училища. Дебют квартета на сцене клуба «Квадрат» в феврале 1979 года произвел настоящий фурор, и уже в октябре музыканты играли там на открытии сезона.

Кстати, одно время членом квартета был родной брат Игоря – Олег. Как и старший отпрыск Бутманов, он с детства занимался музыкой; правда, изначально его инструментом была балалайка, но Игорь, которому в ансамбле не хватало ударных, уговорил брата переквалифицироваться в барабанщика. В итоге Олег окончил училище имени Мусоргского по классу ударных, позднее выступал в составе групп «Теле У» и «Тамбурин», а также был участником квартета Андрея Рябова и Андрея Кондакова. В 1992 году, как и его брат, переехал в Америку, где играл со многими именитыми исполнителями, не раз выступал на одной сцене с Игорем.

На сцене – 464 человека и один козел

Начало 80-х ознаменовалось для Игоря Бутмана первым крупным сотрудничеством с уже известными советскими музыкантами. Так, в апреле 1981-го года он присоединился к квинтету Сергея Курехина и принял участие в «Весенних концертах нового джаза». Газета «Советская молодежь» нарекла Бутмана «открытием года», что было весьма почетно, учитывая количество молодых людей на всю страну.

После окончания училища Игорь продолжил играть в джазовом ансамбле Давида Голощекина, получив должность альт-саксофониста. А в 1982 году музыканта, которому едва минуло 20, пригласили в Москву – в оркестр Олега Лундстрема, знаменитого корифея советского джаза. Но уже через год Бутман вернулся в родной Ленинград и собрал новую группу – на этот раз квинтет. В его состав, помимо основателя, вошли Александр Беренсон (труба), Дмитрий Колесник (контрабас), Евгений Губерман (ударные) и Евгений Маслов (пианино). Группа выступала на «Весенних концертах» и «Осенних ритмах» в Ленинграде, а также на различных фестивалях в Москве и Риге. Одновременно с этим Бутман начал сотрудничать с группой Бориса Гребенщикова «Аквариум». Музыкант принял участие в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка». Также его соло на саксофоне можно услышать в песне «Троллейбус» из альбома группы «Кино» «Начальник Камчатки».

В 1984 году Бутман возобновил сотрудничество с Курехиным. Тот пригласил его в свой новый проект «Поп-механика» – необычный бэнд, в котором в разное время играли музыканты рок-групп «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «Новые художники», «Джунгли», «Три-О» и других. «Поп-механика» с ее необычным звучанием и поражающими воображение перфомансами стала настоящим открытием советского авангарда 80-х. Вот как вспоминал о своем участии в группе музыкант Сергей Летов (старший брат лидера «Гражданской обороны» Егора Летова):

«Работа Курехина с музыкантами «Поп-механики» носила столь же парадоксальный характер, как и сами программы. Никаких нот он не раздавал, иногда напевал или наигрывал на клавишах, диктовал нам несложные партии непосредственно перед выступлением. /.../ При этом, в распоряжении Капитана (Курехина – прим. ред.) были в основном музыканты Ленинградского рок-клуба, по профессии – газовые кочегары и дворники. Нотной грамотой многие из них не удосужились овладеть, да и не очень к этому и стремились. Главное было – прикид (из комиссионного магазина), прическа, модные черные очки… /.../ В одной из постановок «Поп-механики» на сцене оказалось сразу 464 человека и один козел. Ведь помимо людей в программах «Поп-механики» принимали участие также удавы, обезьянка на велосипеде, лошади, ослы, куры, а также различный подвижной состав – грузовики, старинные автомобили «Эмки» и даже танк /.../»

Советская молодежь была в восторге от новой музыки и с удовольствием поглощала как «золотую классику» джаза, так и джаз-фьюжн, экспериментальный рок и прочие слияния разных жанров и направлений. Однако советские власти объявили джазу войну, считая его вредоносным исчадием Запада. По этой причине Игорь Бутман, как и многие его коллеги, долгие годы вынужден был играть в «подполье». А однажды после очередного концерта ему пришлось расплачиваться за проявление любви своих поклонников: американская актриса Перл Бейли, присутствовавшая на выступлении, в порыве восторга подбежала к саксофонисту и поцеловала его. Через несколько дней Бутмана вызвали на Лубянку и строго отчитали: дескать, уронил достоинство и честь комсомольца. Но все эти идеологические дрязги не помешали ему стать одним из лучших джазовых музыкантов в Союзе, а впоследствии – в Российской Федерации.

В 1984 году Бутман вместе с Евгением Губерманом вновь уехал в Москву: известный столичный пианист Николай Левиновский пригласил их в свой ансамбль «Аллегро». В этот период Бутман сменил альт на тенор-саксофон. А через три года отправился в свое главное путешествие – по ту сторону Атлантики.

Женитьба на американке и «трава» от Клинтона

В 1987 году 26-летний Бутман – к тому времени уже достаточно известный на родине джазмен – впервые приехал в США. В конце концов, где еще было ему черпать новые знания о джазе, как не в Штатах? Чтобы повысить свою квалификацию и получить дополнительное музыкальное образование, Игорь отправился в самый престижный музыкальный колледж Америки (если не всего мира) – бостонский Беркли. Через два года он окончил его, но получил диплом не как саксофонист, а как концертный пианист и композитор.

«Есть люди, которые убегали [из страны, находясь] на гастролях, на соревнованиях, они потом считались предателями родины. Я все сделал достаточно просто. Так получилось, что я встретил девушку-американку, женился на ней и спокойно уехал в США. Благодаря моим связям я продолжил заниматься музыкой, то есть я сразу стал и учиться, и работать. Буквально через неделю я уже играл с Дейвом Брубеком», – рассказывал Игорь Михайлович в эфире шоу «Ночной экспресс».

За время учебы в США Бутман познакомился и успел выступить со многими корифеями джаза, чьи имена прогремели на весь мир: помимо Брубека, это и знаменитый саксофонист Гровер Вашингтон, и легендарный гитарист Пэт Метини, и контрабасист Эдди Гомес, а также Арчи Шепп, Монти Александер и многие другие. В 1989 году Бутман перебрался из Бостона в Нью-Йорк и начал выступать в местных клубах, а также отправился в тур по Европе вместе с оркестром Лайонела Хэмптона.

В 1992 году музыкант впервые за время эмиграции приехал в Россию, чтобы выступить на международном джазовом фестивале. По его собственным воспоминаниям, перед ним предстала совершенно другая страна.

«В первый раз я приехал после пятилетнего отсутствия, в 1992 году. Я увидел другую страну. И с каждым разом это было все интереснее. Появились молодые музыканты, огромное количество людей, которые интересовались музыкой, в том числе джазовой музыкой. И, в принципе, здесь стало интересно. Я родился здесь, моя гордость – это то, что есть у нас: наша сборная по хоккею, Чайковский, наши успехи в искусстве, спорте и других областях – все, что угодно!» – признавался Бутман.

В 1993 году он выпустил свой первый сольный альбом. В записи пластинки приняли участие многие зарубежные коллеги музыканта: пианист Лайл Мейс, контрабасист Эдди Гомес и барабанщик Марвин Смит.

Но, пожалуй, самым знаменательным для Игоря Михайловича стало его выступление в мае 1995 года в Кремлевском дворце. Бутмана пригласили выступить перед президентами России и США – Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Последний был в особом восторге, ведь Клинтон, как известно, – большой поклонник джаза и сам играет на саксофоне. Американского лидера так впечатлила игра Бутмана, что он назвал его одним из величайших саксофонистов нашего времени.

«Это был прием в Грановитой палате в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Мне позвонил Юрий Сергеевич Саульский и сказал, что, поскольку Билл Клинтон играет на саксофоне, было бы неплохо для него выступить. Перед тем как начать играть, мы показали программу: зашел человек в форме и нас слушал. Мы играли какую-то быструю пьесу, потом медленную, играли достаточно эмоционально. Закончили и смотрим на этого офицера. Возникла пауза, и один из моих музыкантов говорит: «Игорь, мне кажется, ты слишком эмоционально играешь. Может, не надо? Это все-таки ужин». А Сережа Жилин говорит: «Нет, он должен играть в своей манере, иначе будет не так!» И мы смотрим на этого военного, а он, оставаясь в той же стойке, говорит: «Позвали Бутмана – должен играть, как Бутман!» – смеясь, вспоминал саксофонист.

Кстати, одними словами восхищения Клинтон не ограничился – позднее Бутман получил от него посылку! Правда, из-за специфического подарка (это был набор специй) у музыканта едва не возникли проблемы – на таможне с подозрением отнеслись к «растительному содержимому» посылки.

В 1996 году Игорь Бутман вернулся в Россию и поселился в Москве. Помимо гастролей и написания собственных альбомов (их в дискографии музыканта 14), Бутман активно занялся продюсированием. Также он стал организовывать крупные джазовые фестивали с участием российских и западных музыкантов. Среди них «Независимый джаз-фестиваль», «Триумф джаза», Sochi Jazz Festival, World Jazz Festival и форум-фест Jazz Across Borders.

В 1999 году Игорь Бутман открыл в Москве, при Театре на Таганке, собственный джазовый клуб – «Le Club». На его сцене со дня основания выступали самые именитые звезды джаза, что сделало этот джаз-клуб одним из самых известных в мире.

Игоря Бутмана можно смело назвать главным популяризатором джаза в России. Благодаря ему российские зрители смогли побывать на концертах таких легенд, как Рэнди Брекер, Билли Кобэм, Пол Болленбек, Ди Ди Бриджуотер, Гэри Бертон, Ларри Кориелл, Ли Кониц и многих-многих других.

Романы с поклонницами и хоккей с президентом

Игорь Бутман был женат дважды. Как упоминалось выше, его первой женой стала гражданка США по имени Айлин. Пара познакомилась на одном из концертов Игоря в 1980 году. Айлин в то время жила в Ленинграде и изучала русский язык в одном из местных вузов. В 1987 влюбленные поженились, однако уже через три года брак распался. Но Бутман успел стать отцом: Айлин родила ему сына Марка.

Вскоре у музыканта случился роман с девушкой по имени Донн. Они не были официально расписаны, но Донн также подарила Игорю сына, мальчика назвали Мишей. Однако после разрыва с Бутманом Донн запретила ему видеться с ребенком и перестала выходить на связь. Лишь когда мальчик подрос, мать разрешила ему встретиться с отцом. Бутман был счастлив встрече с сыном и с радостью помог ему с поступлением в колледж.

В 1995-м джазмен женился во второй раз. Его избранницей стала русская модель и дизайнер Оксана. Девушка родила музыканту еще двоих сыновей – Даниила и Марка. История их знакомства весьма забавна: Оксана пришла к Бутману на концерт и была так очарована его игрой, что кинулась на сцену с букетом прямо посреди соло, не поняв, что композиция еще не закончена. Они познакомились, стали общаться, Бутман пригласил Оксану поехать на фестиваль джаза в Нью-Йорк. Там уже он явился к ней с цветами и предложением руки и сердца. Однако и этот союз в итоге распался: в 2013 Оксана и Игорь развелись.

Но Бутман с его талантом и обаянием никогда не был обделен женским вниманием. В 2020 году в прессе заговорили о его новом романе с очаровательной красоткой. Журналист Анна Львова на 32 года моложе Игоря, но, кажется, пару это не смущает. Они познакомились в Челябинске, на Фестивале музыкального юмора, о котором Анна делала репортаж. Их отношения развивались стремительно, и уже скоро девушка переехала в Москву, поближе к любимому. Судя по фото Бутмана в Instagram, пара много времени проводит вместе: музыкант активно делится снимками с концертов, репетиций и заграничных поездок, где позирует со своей второй половинкой.

В свободное время Игорь Михайлович предается своему второму главному увлечению после музыки – хоккею. В детстве он ходил в хоккейную секцию и мог бы стать отличным игроком, но страсть к музыке оказалась сильнее. Впрочем, любимый спорт Бутман не забыл и сейчас время от времени участвует в поединках Ночной хоккейной лиги, где выходит на лед с такими звездами отечественного хоккея, как Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов. А иногда даже забивает самому президенту!

«Было достаточное количество раз, когда я играл и в одной пятерке с президентом, и против него. И я помню, как на Ходынке, по-моему, однажды объявили: «С передачи Владимира Путина шайбу забросил Игорь Бутман». /.../ Мы все становимся в какой-то момент детьми, юношами, мы все хотим выиграть. И мы уже не видим, президент это или какой-то еще знаменитый человек – это игра!» – признавался Игорь Бутман в эфире канала «МИР».

Ну и, конечно, маэстро продолжает активно гастролировать и давать концерты. В этом году Игорь Михайлович принял участие в Транссибирском арт-фестивале – 2021 в Новосибирске, а летом состоялась премьера документального фильма Александра Бруньковского «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога». Картина рассказывает о буднях исполнителя и о том, как среди бесконечной череды концертов и репетиций ему удается находить время для увлечений, общения с близкими и просто наслаждения жизнью.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх