Индийские астрономы нашли экстремально горячую «пухлую» планету

Астрономы из Индийской лаборатории физических исследований (PRL) обнаружили экзопланету с необычно маленькой орбитой. Это газовый гигант, расположенный в 752 световых годах от Земли, сообщает Monthly Notices journal of the Royal Astronomical Society.

Новая экзопланета, названная TOI-1789b, вращается близко к стареющей звезде. Полный оборот занимает всего 3,2 земных суток. Поэтому температура на поверхности планеты чрезвычайно высока.

Планета оказалась в 1,4 раза больше Юпитера, но содержала всего 70% его массы. Такие тела называют «пухлыми» – они отличаются чрезвычайно низкой плотностью.

Астрономы подсчитали, что из-за близости к звезде планета нагрелась до 3140 градусов по Фаренгейту (1726,67 градусов Цельсия). По словам ученых, это очень интересный объект для исследований.

Изучение TOI-1789b заняло около трех месяцев. Ученые использовали первый в своем роде волоконно-оптический спектрограф в Индии PARAS, который фиксирует длину волны источника света – по этим показателям можно определить размеры и орбиту далекой планеты.

Звезда-хозяин планеты в полтора раза больше Солнца. Планета находится на расстоянии 0,05 а.е. (астрономические единицы) от звезды (одна а.е. – расстояние между Солнцем и Землей). Это примерно одна десятая расстояния между Солнцем и Меркурием.

Ученые предположили, что именно экстремальный нагрев заставил планету раздуться до своих размеров. Ее плотность составляет 0,31 грамма на кубический метр – одна из самых низких, известных ученым. Масса Юпитера составляет 1,33 г/см3.

Ученые отметили, что изучение планеты позволит лучше понять процессы, происходящие на горячих Юпитерах, и в целом эволюцию планет вокруг стареющих звезд. Ранее сообщалось, что на планетах вне Солнечной системы нашли неизвестные науке минералы. Ученым пришлось придумывать новые термины для их обозначения.